1.Вопрос. Сколько раз в месяц должна выплачиваться заработная плата?
Ответ. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. (Статья 136 ТК РФ).
2.Вопрос. Куда обратиться при невыплате заработной платы в установленные сроки?
Ответ. В первую очередь, следует обратиться в Государственную инспекцию труда. Это первая инстанция, которая может разобраться в сложившемся положении и провести проверку работодателя. При этом сохраняется тайна обращения – по просьбе сотрудника его данные не разглашаются. Но в ряде случаев инспекция не сможет помочь. Следующая, вторая инстанция – прокуратура. Зачастую, трудовая инспекция передаёт туда материалы проверки. На уровне прокуратуры тот факт, что сотруднику на работе не платят зарплату, рассматривается под более широким углом, как ущемление прав человека. Конечная инстанция – суд. Туда можно обратиться сразу и самостоятельно. Согласно статистике, большая часть трудовых споров решается в пользу работника.
3.Вопрос. Возможно ли получить компенсацию за неиспользованный отпуск?
Ответ. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части. (Статья 126 ТК РФ)
5.Вопрос. Может ли учитель иностранного языка в школе преподавать русский язык и что для этого надо?
Ответ. В соответствии с требованиями квалификации Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» для того, чтобы учитель иностранного языка мог преподавать русский язык, он должен пройти дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в образовательном учреждении.
6. Вопрос. Каким категориям работников образовательных организаций предусмотрено повышение оплаты труда в соответствии с «майскими» указами Президента?
Ответ. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:
педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе;
педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение средней заработной платы до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;
преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в регионе.
7.Вопрос. Почему заработная плата педагогического работника отличается от средней заработной платы в области?
Ответ. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» субъекты Российской Федерации должны были обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате, полученной по результатам организованного Росстатом федерального статистического наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются по форме № «ЗП-образование» (приказ Росстата от 25 декабря 2017 г. № 864 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»). Оценка целевого показателя средней заработной платы осуществляется по организации в целом и агрегируется в целом по области, а не в отношении конкретного работника, поскольку уровень заработной платы конкретного работника образовательной организации зависит от стажа работы, уровня квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
8. Вопрос. Почему снизился уровень заработной платы? Как повысить уровень зарплаты?
Ответ. В соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов учреждения, и зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
На основании Примерного положения в каждом учреждении разрабатывается свое положение, в котором определяется порядок формирования фонда оплаты труда работников за счет средств бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.
На уровень заработной платы влияют, в том числе выплаты стимулирующего характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), при этом данные выплаты не являются обязательными, определяются работодателем, порядок их назначения устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда в организации. Работодатель вправе уменьшить или не начислять стимулирующие выплаты отдельным работникам или всему коллективу на основании проведенной оценки качества результатов их труда, а также в связи с наличием установленных оснований для депремирования.
При заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с условиями оплаты труда по соответствующей должности.
Необходимо внимательно изучить положение о системе оплаты труда, действующее в образовательном учреждении, включая регламенты назначения стимулирующих выплат (условия, порядок). За счет достижения, установленных в нормативной правовой базе учреждения показателей качества, по итогам решения соответствующего уполномоченного органа (Комиссии по распределению стимулирующих выплат, например) уровень заработной платы может быть выше за счет увеличения стимулирующих выплат.
9. Вопрос. Положены ли выплаты за классное руководство учителям среднего профессионального образования?
Ответ. Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2020 г.начиная с 1 сентября 2020 г. осуществляется выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 тысяч рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство.
Указанная доплата педагогическим работникам организаций среднего профессионального образования на федеральном уровне не предусмотрена.