Выпускники Брянской области написали итоговое сочинение (изложение)
Почти 5 тысяч одиннадцатиклассников Брянской области написали 4 декабря итоговое сочинение, а 67 человек выбрали писать итоговое изложение. Это мероприятие – обязательное условие для получения допуска к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
В этом учебном году комплекты тем итогового сочинения были сформированы из ежегодно пополняемого закрытого банка тем, содержащего как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 году. Каждый комплект включал по две темы сочинений из трех разделов банка: «Духовно-нравственные ориентиры человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». Выпускникам предлагалось выбрать одну из шести предложенных тем и, соблюдая речевые и орфографические нормы, написать сочинение-рассуждение в рекомендуемом объёме от 350 слов.
Темы итогового сочинения стали известны участникам за 15 минут до его начала – в 10.00 по местному времени – после размещения на официальном сайте Федерального центра тестирования. На написание сочинения отводилось 3 часа 55 минут. Для 57 участников с ограниченными возможностями здоровья продолжительность его написания была увеличена на полтора часа.
Большинство выпускников Брянской области (85%) выбрали для написания итогового сочинения тему «Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?». На втором месте по популярности у брянских школьников оказался вопрос «За что дети могут уважать своих родителей?» – на него отвечали 9% участников. Темы «Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?», «Какая угроза способна объединить человечество?» и «Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге» предпочли по 2% обучающихся региона. Всего 13 школьников рассуждали на тему «Почему именами некоторых людей называют целые эпохи?».
«Все темы были для меня довольно прозрачными, но ближе всех оказалась тема «За что дети могут уважать своих родителей?» – рассказал выпускник Ивотской школы Дятьковского района Федор Лукичев. – В произведении Ивана Тургенева «Отцы и дети», впечатлившем меня, я нашёл для себя аргументы при написании сочинения. К тому же эта тема довольно канонично смотрится в этот год – Год семьи – и мне показалось, что будет интересно её написать».
Наталья Бондарева, учитель русского языка и литературы Клетнянской школы № 2 имени Героя Советского Союза Н. В. Можаева, уверена, что каждый выпускник способен справиться с поставленной перед ним на сочинении задачей: «Я считаю, что сегодня для моих выпускников экзамен прошёл более чем удачно, потому что в течение двух лет мы готовились к сочинению, разбирали темы и направления».
При оценке сочинения особое внимание будет уделено соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения. Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи» и «Грамотность».
Результатом написания итогового сочинения (изложения) будет «зачёт» или «незачёт». Для получения «зачёта» необходимо успешно пройти ключевые критерии оценивания – «Соответствие теме» и «Аргументация» и хотя бы один из других критериев. Выпускники, получившие положительный результат, будут допущены к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена.
Для обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, не явившихся на итоговое сочинение (изложение) и не завершивших его написание по уважительным причинам либо удалённых с сочинения в основной период, предусмотрены резервные дни 5 февраля и 9 апреля 2025 года.