Пример

Департамент образования и науки Брянской области
241050, г. Брянск, ул. Бежицкая, 34а
Онлайн приемная

Департамент образования и науки Брянской области

Закрыть
04.12.2025

Брянские выпускники написали итоговое сочинение

image-Брянские выпускники написали итоговое сочинение

Свыше 5,3 тысячи одиннадцатиклассников Брянской области написали 3 декабря итоговое сочинение, а 50 человек выбрали писать итоговое изложение.  Успешное выполнение этой работы – одно из обязательных условий для допуска к государственной итоговой аттестации.

Выпускникам предлагалось выбрать одну из шести предложенных тем и, соблюдая речевые и орфографические нормы, написать сочинение-рассуждение в рекомендуемом объёме от 350 слов, но не менее 250. Рекомендуемый объем изложения – от 200 слов, но не менее 150. На выполнение работы отводилось 3 часа 55 минут. Итоговое сочинение (изложение) началось в 10:00. Темы итогового сочинения стали известны участникам за 15 минут до его начала, после размещения на официальном сайте Федерального центра тестирования.

Ровно половина выпускников Брянской области рассуждали в итоговом сочинении на тему «Что в семье самое главное?». На вопрос «Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?» отвечали 27 % участников. На третьем месте по популярности у брянских школьников оказался вопрос «Опасен ли, по Вашему мнению, эгоизм для любви?»  – эту тему выбрали 20 % выпускников. Всего 97 человек (1,8 %) писали сочинение на тему «В.М. Шукшин писал: «Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог». Кого из писателей Вы бы назвали таким знатоком человеческой души?». Темы «Какое событие отечественной истории XIX века заставляет Вас задуматься о будущем?» и «Зачем современному языку устаревшие слова?» выбрали 36 (0,7 %) и 9 (0,1 %) человек соответственно.

«Сегодня мои ученики преодолели первое серьёзное для них испытание – написали итоговое сочинение, – рассказала Наталья Ковалева, учитель русского языка и литературы Лицея № 1 Брянского района. –Большинство моих учеников предпочли рассуждать о духовно-нравственных ориентирах, о семье. После экзамена ребята поделились своими впечатлениями, рассказали, о чем они рассуждали, и я поняла, что мы справились».

«На итоговом сочинении мне помогали вера в себя и позитивный настрой, – поделилась опытом ученица Симонтовской школы Мглинского района Олеся Шварова. –  Верьте в себя, и знайте, что в 11 классе вы знаете уже очень много. Главное – слушать наставления учителей и читать побольше произведений, а во время экзамена не нервничать и быть собранным».

При оценке сочинения особое внимание будет уделено соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал. Результатом написания итогового сочинения (изложения) будет «зачёт» или «незачёт». Для получения «зачёта» необходимо успешно пройти ключевые критерии оценивания – «Соответствие теме» и «Аргументация» и хотя бы один из других критериев: «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность».

 В случае неудачи или пропуска сочинения (изложения) по уважительной причине участники смогут повторно написать работу в дополнительные сроки – 4 февраля и 8 апреля 2026 года.