О ВВЕДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, утвержденные приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 (далее – ФГОС НОО и ООО), должны обеспечивать:
-единство образовательного пространства Российской Федерации;
-преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.
ФГОС НОО и ООО включают в себя требования к:
-структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений;
-условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
-результатам освоения основной образовательной программы общего образования.
Об особенностях приема обучающихся.
Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, прекращается 1 сентября 2022 года.
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования.
Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, целесообразно рассмотреть возможность обеспечения перехода на обучение по основным образовательным программам начального общего образования 2-4 классов при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
О принципах обновленных ФГОС НОО и ООО.
Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
В обновленных ФГОС НОО и ООО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части по выбору участников образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменной норма, обуславливающая использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО.
Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией и конкретизацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования и реализацию современных подходов к качеству школьного образования, в том числе по формированию различных видов функциональной грамотности.
Детализация и конкретизация образовательных результатов призвана облегчить подбор учителем содержания рабочих программ по предметам и дать четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.
О разработке примерных общеобразовательных программ.
В целях создания единого образовательного пространства на территории Российской Федерации 27 сентября 2021 года федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию были одобрены примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана, разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО.
Примерные рабочие программы по предметам содержат все необходимые и определенные ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения.
В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается».
Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя.
О методической поддержке педагогических работников
и управленческих кадров.
Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы.
В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm.
Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm.
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.
О ВВЕДЕНИИ
ОБНОВЛЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 внесены изменения (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования».
Принцип преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).
Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научно-технологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования.
Организация образовательного процесса в соответствии с обновленным ФГОС СОО.
С учетом практики организации образовательного процесса реализацию образовательной программы среднего общего образования
в соответствии с обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать
с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Определение количества/списка изучаемых учебных предметов.
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии
с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии
в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования, в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе – обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано
в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам.
Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание».
В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся
в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
О методической поддержке педагогических работников и управленческих кадров.
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО педагогический работник и руководитель образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования».
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.
Об итогах реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных организациях Брянской области
С 1 сентября 2023 года в 10 классах всех общеобразовательных организаций Брянской области реализация образовательной программы среднего общего образования осуществляется в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО).
303 общеобразовательные организации, реализующих образовательные программы СОО (87 %), обеспечили в 2023-2024 учебном году обучение в 10 классах году в соответствии с обновленным ФГОС СОО.
В 47 общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы СОО (13 %), по причине отсутствия контингента обучающихся соответствующего возраста 10 классы не функционируют.
Общее количество учителей-предметников, осуществляющих обучение в 10 классах в соответствии с обновленным ФГОС СОО, составляет около 4000 человек (3821). Учителя прошли обучение по программам повышения квалификации по вопросам обучения по обновленному ФГОС СОО, им оказывается методическая помощь и поддержка по вопросам организации образовательного процесса.