Наиболее часто задаваемым вопросы по практическому применению положений Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
1.В спортивной школе учебный год начинается с 1 сентября. Когда мы должны перевести обучающихся с дополнительных предпрофессиональных программ на дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 01.01.2023 или до 01.09.2023г.
-В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта на день вступления в силу настоящего Федерального закона, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 мая 2023 года.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 г. № 1643-р, разработка дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки предусмотрено в сроки с 1 января 2023 г. до 1 сентября 2023 г.
2.В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральныйзакон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" необходимо ли переименовывать детско-юношескую спортивную школу?
- По вопросу внесения изменений в наименование организации, в части переименования ДЮСШ в СШ сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) организации, реализующие программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа", также как и организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа", а организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, могут быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа».
Учитывая вышеизложенное внесение изменения в наименование организации, реализующей дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности не является обязательным и относится к компетенции учредителя организации.
3.Правильно ли мы понимаем, что переименование ДЮСШ проходит в эти же сроки или необходимо процедуру переименования и изменения лицензий в связи с этим провести до 01.01.2023
- Наименования и уставы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в срок не позднее 1 мая 2023 года. (установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ).
Срок получения лицензии на осуществление образовательной деятельности установлен не позднее 1 сентября 2023 г. (пункт 5 статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное внесение изменений в имеющуюся лицензию на осуществление образовательной деятельности, возможно только после внесения изменений в наименование организации, но не позднее 1 сентября 2023г.
4.Имеем ли мы право внести изменения в наименование образовательных программ с января по май 2023 года?
- В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта на день вступления в силу настоящего Федерального закона, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 мая 2023 года.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 г. № 1643-р, разработка дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки предусмотрено в сроки с 1 января 2023 г. до 1 сентября 2023 г.
5.Согласно статье 3 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" п.1 - Название и устав организации п.4 -программы, необходимо привести в соответствие не позднее 1 мая 2023 года. По Распоряжению Правительства РФ от 22.06.2022 №1643-р разработка программ предусмотрена до 1 сентября 2023 года. Сначала должны быть разработаны программы, после чего получена лицензия.
Вопрос: Когда по этим срокам получать лицензию ДЮСШ?
- В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) Организации, реализующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года. До момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности организации осуществляют образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам на основе временной лицензии. Временная лицензия действует до 1 сентября 2023 года.
В соответствии с правилами выдачи временной лицензии на осуществление образовательной деятельности организациям, реализующим программы спортивной подготовки, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 года № 1419 соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», либо регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), либо информационных систем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Лицензирующий орган в течение одного рабочего дня со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении временной лицензии без проведения оценки соответствия соискателя лицензии. Временная лицензия выдается без уплаты госпошлины.
Лицензионные требования предусмотрены Пунктом 5 положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 сентября 2020 г. № 1490.
Дополнительно сообщаем, что по вопросу лицензирования образовательной деятельности работает "горячая линия" Рособрнадзора – тел. 8 (495) 608-69-74, электронная почта aleksandrenko@obrnadzor.gov.ru.
6.Когда будут утверждены примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки?
-В соответствии с частью д) пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 24 августа 2022 г. О ходе реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и разработки федеральных стандартов спортивной подготовки и примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки должны быть утверждены в срок до 1 ноября 2022 г.
Дополнительно сообщаем, что на базе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» Министерства спорта Российской Федерации также создана «горячая линия». Контактная информация «горячей линии»: 8 (499) 941-13-28; электронная почта: 127-FZ@fcpsr.ru.
7.В каких случаях необходимо вносить изменения в наименование организации при переходе на 127-ФЗ?
- В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, в случае перехода на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа", а также организации, реализующие программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа". В случае, ели организация будет реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, изменение в наименование можно не вносить.
8.Изменения в устав необходимо внести до 01.01.2023?
- Наименования и уставы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в срок не позднее 1 мая 2023 года. (установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ).
9.Возможен ли переход на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки с начала нового учебного года (01.09.2023 г)?
-В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 мая 2023 года.
10.Обязателен ли переход на программы спортивной подготовки?
- Сообщаем, что вопрос реализации образовательной программы спортивной подготовки или дополнительной общеразвивающей программы в области физической культуры и спорта в образовательной организации относится к компетенции учредителя организации. В случае, ели организация будет реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, изменение в наименование можно не вносить.
11.Если обучающиеся не выполнят стандарты спортивной подготовки, имеем ли мы право перевести таких детей на дополнительные общеразвивающие программы или они должны быть переведены на дополнительные программы спортивной подготовки на спортивно- оздоровительный этап?
- В соответствии с пунктом г) части 7 статьи 2 Федерального закона № 127-ФЗ в случае, если на одном из этапов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа) результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным примерными дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки. По заявлению обучающегося или одного из родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося образовательная организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, осуществляет перевод такого обучающегося на соответствующую дополнительную общеразвивающую программу в области физической культуры и спорта (при ее реализации).
Учитывая вышеизложенное, следует, что организация вправе отчислить обучающегося с одного из этапов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа) при невыполнении им требований, установленных примерными дополнительными образовательными программами спортивной подготовки и не осуществлять перевод на соответствующую дополнительную общеразвивающую программу в области физической культуры и спорта, если таковая не реализуется в организации.
Какова административная ответственность за нарушения в области образования?
Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций
1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса
1. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
4. Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
5. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
6. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Какова административная ответственность за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии)?
Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Какова административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), и за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)?
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7_1, 19.7_2, 19.7_3, 19.7_4, 19.7_5, 19.7_5-1, 19.7_5-2, 19.7_7, 19.8 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Каковы права, обязанности и ответственность лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по федеральному государственному надзору в области образования
Руководитель (представитель) организации, в отношении которой проводится плановая или внеплановая проверка, имеет право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от должностных лиц органа государственного контроля (надзора) информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральным законом N 294-ФЗ);
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними;
- представить в орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений. При этом организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора);
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация (в лице руководителя, уполномоченного представителя), в отношении которой проводится плановая или внеплановая проверка, обязана:
- в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса органа государственного контроля (надзора) на представление документов направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы;
- документы по запросу представлять в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя, иного уполномоченного должностного лица организации (документы могут быть представлены в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации);
- при проведении проверок обеспечивать присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей организации;
- предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым организацией оборудованию, подобным объектам;
Ответственность
Организации, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители организаций, допустившие нарушение Федерального закона N 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничения при проведении проверки
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
- требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу организациям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки организации
Должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организации, проверка которой проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения органа государственного контроля (надзора) и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки с прокуратурой;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ;
11) не требовать от организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок организации
Каким образом на практике можно осуществить учет мнения жителей сельского поселения при реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации?
Учет мнения жителей сельского поселения при реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, например, может быть произведен посредством собрания граждан, предусмотренного статьей 29 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Возможно ли условно перевести обучающегося, имеющего академическую задолженность, из 4 в 5 класс?
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Таким образом, освоение основной общеобразовательной программы начального общего образования сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся, которая в отсутствии законодательного закрепления проведения итоговой аттестации по образовательным программам данного уровня общего образования подтверждает освоение образовательной программы начального общего образования.
Согласно части 5 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Таким образом, обучение по программе основного общего образования обучающихся, не освоивших программу начального общего образования, не допускается. Исходя из изложенного, обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию за 4 класс начальной школы, а тем самым не освоившие образовательную программу начального общего образования, не могут быть переведены в 5 класс для обучения на уровне основного общего образования, в том числе, условно.
В связи с этим, представляется, что в случае неликвидации до начала нового учебного года академической задолженности обучающимися, не прошедшими промежуточную аттестацию за 4 класс, наступают последствия, предусмотренные частью 9 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ, а именно обучающиеся по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Может ли ребенок, окончивший 9-й класс, сам выбрать форму получения образования вне образовательной организации – самообразование?
В соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования, при этом согласно пункту 1 части 1 статьи 34 обучающийся имеет право на выбор формы получения образования после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.
Право родителей на определение формы образования и формы обучения ребенка прекращается при завершении получения ребенком основного общего образования. Обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования всех уровней с них не снимается, в том числе, при выборе ребенком такой формы образования, как самообразование (пункт 1 части 4 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ).
Часто болеющий в течение учебного года обучающийся 5 класса по итогам года имеет 5 неудовлетворительных оценок. Администрация школы должна перевести его условно в следующий класс, но родители настаивают на оставлении на второй год. Кто прав?
В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. При наличии академической задолженности обучающиеся переводятся в следующий класс или на следующий курс условно в соответствии с частью 8 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ). Обучающимся предоставляется возможность продолжать обучение и одновременно ликвидировать появившуюся задолженность.
Однако в соответствии частью 9 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся по программам общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Повторная промежуточная аттестация проводится в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности, в соответствии с локальным нормативным актом организации. Таким образом, родители (законные представители) учащегося, имеющего академическую задолженность, в первую очередь должны обеспечить возможность снова пройти промежуточную аттестацию (ликвидировать задолженность), и лишь в случае отрицательных результатов этой аттестации могут выбрать вариант оставления на повторное обучение.
С разрешения учредителя ребенок в возрасте моложе 6,5 лет зачислен в первый класс, но часто болея, проучился первую четверть, родители настаивают на отчислении, и хотят пойти в первый класс в следующем учебном году. Имеет ли право администрация школы удовлетворить заявление родителей?
В данном случае возможно отчисление учащегося по инициативе его родителей согласно пункту 1 части 2 статьи 61 Федерального закона № 273-ФЗ. Данное основание прекращения образовательных отношений не требует каких-либо формальных объяснений со стороны родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и согласований с какими-либо органами, включая, комиссию по делам несовершеннолетних и защиту их прав. Родители учащегося, вместе с тем, могут сослаться на состояние здоровья ребенка и его неподготовленность к освоению программы общего образования в данном возрасте.
Поскольку родители заявляют об отчислении ребенка до достижения им возраста 8 лет, то нельзя говорить о невыполнении родительской обязанности обеспечить получение ребенком общего образования, так как согласно части 1 статьи 67 Федерального закона получение детьми начального общего образования начинается не позднее 8 лет.
Ребенок поступил в спортивную секцию, походил 2 недели, не понравилось. Не ходит уже более месяца. По телефону родители сказали педагогу, что их ребенок больше секцию посещать не будет. Каким образом должно проводиться отчисление обучающихся в системе дополнительного образования?
Отчисление учащегося из организации дополнительного образования должно осуществляться по правилам, установленным в статье 61 Федерального закона № 273-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 61 образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Таким образом, если ребенок не посещает занятия и, по мнению родителей, в дальнейшем не сможет проходить обучение по соответствующей дополнительной образовательной программе, родители должны выразить свое мнение путем написания заявления об отчислении.
На основании указанного заявления образовательная организация издает распорядительный акт, который является основанием для прекращения образовательных отношений.
Родители ребенка, посещающего детский сад, регулярно допускают просрочку оплаты за содержание ребенка, тем самым нарушают договор. Можно ли отчислить ребенка из муниципального дошкольного учреждения за несоблюдение условий договора?
Отчислить ребенка из дошкольной образовательной организации по причине просрочки оплаты его родителями (законными представителями) за присмотр и уход, нельзя. Статья 61 Федерального закона № 273-ФЗ содержит перечень оснований, по которым могут прекращаться образовательные отношения. Несоблюдение родителями ребенка, принятого на обучение по образовательным программам дошкольного образования, договора об образовании, в перечень этих оснований не входит. В данном случае нельзя применить и часть 7 статьи 54 Федерального закона № 273-ФЗ, допускающую расторжение в одностороннем порядке договора об оказании платных образовательных услуг в случае просрочки оплаты их стоимости, так как договор между родителями воспитанника и дошкольной образовательной организацией не является договором об оказании платных образовательных услуг. Вместе с тем, если просрочка оплаты за присмотр и уход влечет причинение убытков образовательной организации или её учредителю, такие убытки подлежат возмещению по правилам гражданского законодательства. Иначе говоря, дошкольная образовательная организация при отсутствии доброй воли родителей по возмещению причиненных убытков вынуждена будет обратиться в суд.
Для профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций дополнительного профессионального образования имеется возможность внесения сведений в ФИС ФРДО через портал: https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru. Вход осуществляеься посредством авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для входа в систему посредством ЕСИА специалист образовательной организации должен иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА, привязанную к образовательной организации. С руководством пользователя ЕСИА можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Для осуществления доступа к ФИС ФРДО данным методом образовательной организации потребуется наличие:
- подтвержденной учетной записи на портале государственных услуг Российской Федерации;
- квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи;
- средства криптографической защиты информации, реализующего функции создания и проверки электронной подписи и шифрования файлов (КриптоПро, VipNet).